ШКЖ 2017
Лезгинка будет. Документальность
не гарантирована
Театр.doc. «Однушка в Измайлово»

История дагестанской журналистки Эмилии Казумовой десять лет назад наделала шуму в русском интернете. Девушку выдали замуж за дальнего родственника, она сбежала от нелюбимого человека к любимому, но там спасения тоже не нашла. В новом доме парень стал пускать в ход кулаки, и Эмилии снова пришлось бежать — сперва в редакцию, где можно было переночевать, принимая душ в бассейне неподалёку, а потом в Москву. Там, в Измайлово, есть однушка у Лили, где женщины, бежавшие от насилия, побоев и преследований, могут перевести дух, набрать воздуха и начать жизнь заново.
Добавив к своим злоключениям истории соседок по однушке, Эмилия написала пьесу об освобождении кавказских женщин — по-журналистски меткую и по-журналистски же манипулятивную. Когда несколько лет спустя за постановку пьесы взялся Театр.doc, они приняли парадоксальное решение: чтобы сделать историю более достоверной, нужно отойти и от документальности, и от оригинального текста Эмилии с его недоговорками и умолчаниями. Для начала текст пьесы обновили, узнав, что случилось с героинями за последние годы, и избавившись от большинства героинь. Остались в «Однушке» только Эмилия, татарка Лиля и чеченка Тома. Их истории тоже заметно изменились. К ним, как к деревьям, привились новые сюжеты и подробности, взятые из жизни других людей и даже актрис театра. Насколько этично с точки зрения достоверности менять не известного в Москве журналиста на Илью Азара — вопрос спорный. Но такие изменения позволяют зацепить людей, которые про Азара знают больше, чем про Кавказ.

Выбор актрис тоже работает на общий замысел. Если татарку Лилю играет экспрессивная и обаятельная Дарья Гайнулина, которая точно знает, как произносится слово «эчпочмак», то роль смуглой черноглазой Эмилии исполняет Дарья Башкирова, на свою героиню едва ли портретно похожая. В этом есть свой резон: отстраняясь от исходного материала даже на уровне визуального сходства, создатели спектакля пытаются вытащить историю из локального кавказского контекста и поместить в глобальный, знакомый каждому зрителю.



Совсем от колорита, впрочем, Театр.doc не отказался, сделав центральным образом спектакля лезгинку, танец воинов, который приходится танцевать героиням спектакля — выпрямив спину, встав на носки, гордо вскинув голову. С Кавказом связан и единственная во всей сценографии декорация — украшающий задник гобелен со стилизованным изображением гор. В остальном же «Однушка в Измайлово» оказывается историей, которая будет работать, даже если из неё вынуть все упоминания о Дагестане или национальных традициях.
Самая страшная история спектакля, рассказ о судьбе чеченской девушки Томы, представлена иначе, чем две другие. По словам режиссёра Театра.doc Заремы Заудиновой, о некоторых вещах нельзя рассказать прозой, не скатившись в пафос и эмоциональность, которые только помешают зрителю. Поэтому история Томы превратилась в стихи, написанные на смеси русского и чеченского языков. Беспросветная трагедия на фоне оптимистичных историй Лили и Эмилии, стихи на фоне прозы — линия Томы контрапунктом сшивает повествование, напоминая о том, что не все истории заканчиваются хорошо.
Режиссёр Театра.doc Зарема Заудинова, анонсируя предпремьерный показ спектакля, закончила пост словами «Лезгинка будет. Джихад не гарантирован». Можно сказать, что и документальность спектакля авторы, несмотря на название театра, не гарантируют. И странным образом этот отход от лобового документального подхода делает рассказанную историю точнее и понятнее.

~
Превращая пьесу «Однушка в Измайлово» в пьесу, Театр.doc использовал тексты из социальных сетей героинь спектакля. Мы решили повторить их путь и показать, чем же жили сами актрисы, работая над «Однушкой».
Made on
Tilda